Читаем психологов. Ролло Мэй «Любовь и воля»

Да, эту книгу написал практикующий психотерапевт, один из классиков экзистенциального направления психологии. Однако «Любовь и воля» не ограничивается психотерапевтическим и даже общепсихологическим контекстом. Она метит на самый высокий уровень обобщения. Метит – и попадает.

«Поразительная вещь – любовь и воля, которые в былые времена всегда помогали нам справиться с жизненными невзгодами, в наши дни сами стали проблемой», – так начинается книга. И она посвящена раскрытию этого тезиса. Ролло Мэй, на мой взгляд, чётко показывает, почему такое положение дел лежит в глубине большинства современных проблем. Современных ему – книга вышла в 1969 году. Современных и мне – я не вижу никакой разницы между тем, о чём пишет Мэй, и тем, что сейчас происходит в обществе. Разве что проблемы многократно усилились.

Как охарактеризовать «любовь» и «волю» в контексте этой книги? Я попробую сказать, что это состояние бытия, бытийное состояние. Основа всего того, как я проявляю себя и принимаю других и другое, как я взаимодействую с другими и с самим собой, основа всего бытия в момент времени (момент может быть разной длительности). Мэй подробно показывает, как самые глубокие ямы в жизни и частного человека, и всего общества возникают из-за того, что эта основа отсутствует.

Я и не хочу, и не в состоянии здесь в двух-трёх абзацах изложить всю книгу или хотя бы главное в ней. Ограничусь указанием на то, что Ролло Мэй вышеуказанную линию последовательно ведёт на протяжении всего текста. Первая глава называется «Любовь». Вторая – «Воля». А в третьей он делает важную вещь: синтезирует наблюдения, материал, проблемы и пути их решения, интегрирует одно в другое. И третья глава, как вы уже догадались, называется так же, как вся книга. По-моему, это изящно. И это не голое изящество, оно поддержано смыслом.

Если пытаться ловить блох... Нет, я не хочу этих блох подкидывать. Но всё же этот отклик вряд ли будут читать только такие же поклонники мышления и чувствования Ролло Мэя, как я сам. Поэтому в числе возможных слабостей книги для некоторых читателей можно назвать аргументацию. Мэй, как я уже говорил, последовательно показывает, но не то, чтобы везде подробно аргументирует. Правда, я не уверен, что в такого рода исследовании вообще возможны аргументы в строгом понимании. Есть случаи из психотерапевтической практики Мэя, они показательны. Чаще же автор книги апеллирует к ситуациям национального и мирового масштаба. На мой личный взгляд, это подходящие доводы.

Однако самые сильные аргументы появляются тогда, когда Мэй обращается к произведениям искусства. Он делает так и в других своих книгах. И я считаю, это и даёт точные попадания в самое яблочко. Искусство – это авангард бытия, острое и скользкое лезвие человеческих чувств в самой их основе. Искусство помогает нам встретиться лицом к лицу с тем, с чем мы ещё не готовы встретиться сами. И оно защищает нас от того, чтобы быть разорванными этим, вставая между этим и нами. Ролло Мэй подбирает примеры из произведений искусства не для красного словца, наоборот, это наиболее сильные фрагменты его текста. И, повторюсь, лучшие аргументы в пользу его мыслей.

Замечательным бонусом может стать то, что читатель имеет шанс в процессе чтения обратить взгляд на себя, обратиться к себе с вопросами и, в итоге, научиться чему-то новому. Точнее, запустить процесс этого научения. Откровенно говоря, Мэй порой немножко проповедует, только я не вижу в этом чего-то особо страшного. Главные «уроки» и «советы» содержатся не в проповеднических фразах, они вшиты как бы в подкладку текста, стоят за примерами, вопросами, наблюдениями.

Резюмирую. Книга может быть интересна тем людям, кто пытается увидеть истину за декорациями, искать корни проблем, а не срывать их вершки. Тем, кто самостоятельно, силами своего духа исследует базовые проблемы общества и человечества. Тем, кто уже чувствует необходимость посмотреть открытыми глазами на беспокоящие его явления, но не готов делать это в одиночку. Книга Ролло Мэя может поддержать их в этом.