"Метеоплощадка"
«Видовая точка экологической тропы «Метеоплощадка»
Метеоплощадка является важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников. Дает возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.
Что такое погода:
- показания температуры воздуха;
- сила и направление ветра;
- наличие осадков;
- состояние неба и солнца;
- влажность воздуха.
Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимание самостоятельно. Конечно, порхание птиц, бабочек, появление листвы, цветение цветов –более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка-дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. Чтобы составлять собственные прогнозы, мы устроили у себя в саду метеоплощадку. С еѐ созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.
Цель-формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
создать метеорологическую площадку на территории детского сада;
организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;
дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;
формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
формировать представления о четырех частях света;
познакомить детей с приборами – помощниками: компасом, термометром, барометром, солнечными часами;
учить детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы, использовать для этого специальные приборы; прививать любовь и бережное отношение к природе;
познакомить с профессией метеоролога.
Оборудование: солнечные часы, ловец облаков, дождемер, метеобудка с барометром и гигрометром, термометр, компас, измеритель осадков, ветряной рукав, стенд для метеопрогноза.
Метеостанция включает в себя:
Солнечные часы - для определения времени по солнцу. Циферблат таких часов представляют собой горизонтальную проекцию экваториальных солнечных часов. Однако, часовые линии на этих часах отсутствуют. Время определяется по направлению тени интерактивного вертикального гномона , где роль гномона (фигуры- палочки-шеста, которые отбрасывают тень на часовые деления) – играет сам человек. Чтобы узнать время дошкольник встает на определенное место (центр круга) и его собственная тень показывает который час.
Ловец облаков- стенд вращающейся с изображением облаков. Которые попадают в их поле зрения в «окошко» и за облаками.
- Дождемер- прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков. На специальном металлическом шесте, установлен дождемер. Местоположение прибора выбрано таким образом, чтобы измерительная шкала находилась на уровне глаз ребенка.
- Метеобудка - служит для размещения метеоприборов.
Метеобудка сконструирована таким образом, чтобы термометры и другие приборы находились на уровне двух метров —в приземном слое воздуха. Дверца будки всегда обращена на север. Как вы думаете, почему? Будка служит для защиты приборов от осадков, сильного ветра и солнечной радиации. Она выкрашена в желтый цвет и имеет специальные жалюзи.
Термометр - прибор для изменения температуры воздуха, почвы, воды. Термометр позволяет при помощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Один термометр расположен в метеобудке , чтобы он был защищѐн от солнечных лучей. Второй такой же закреплен на метеобудке под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы узнаѐм температуру воздуха на солнце и в тени.
- Гигрометр - прибор для определения влажности воздуха, им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.
- Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
- Компас - прибор для определения сторон света.
Осадкометр - прибор для измерения высоты и массы вырезаемого столбика пробы снега. Он состоит из и металлического цилиндра для отбора пробы снега и определения его объѐма. Плотность снега определяется отношением массы к объему.
Ветряной рукав - прибор для определения направления и силы ветра. Прибор прикреплены к высоким металлическим шестам. Ветряной рукав - указатель направления и силы ветра.
Специальный стенд, на котором дети фиксируют показания приборов и где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.
Метеорологические приборы, размещенные на участке помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов.
Метеоплощадка является важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников. Дает возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.
Метеоплощадка является важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников. Дает возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.
Одним из требований к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО (п.3.3.1) является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает максимальную реализаци образовательного потенциала пространства детского сада. Согласно требованиям детская метеоплощадка обеспечивает:
Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе метеостанции в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профессионально - ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- экологической направленности.